Тональные рельсовые цепи (ТРЦ)

Рельсовые цепи тональной частоты — РЦ с сигнальным током тонального диапазона частот, работающие на частотном амплитудно-модулированном сигнале.

Понятие “тональные рельсовые цепи” появилось в 1990 году, хотя автоблокировки (АБ) на основе ТРЦ стали применяться в России и СНГ в 1985 году. Однако именно создание различных АБ как с БРЦ (бесстыковая рельсовая цепь), так и с изолирующими стыками вызвало необходимость объединить эти РЦ в один класс.

Схема ТРЦ основана на классической схеме бесстыковой рельсовой цепи, особенностью которой является питание одним источником — генератором — 2-х смежных РЦ.

Рельсовые цепи тональной частоты первых 2-х поколений имели диапазон несущих частот:

  • I поколение: 425 Гц и 475 Гц;
  • II поколение: 575 Гц, 725 Гц, 775 Гц.

Данные типы РЦ применялись на электрифицированных участках с тягой постоянного тока и на участках с автономной тягой.

Однако большинство железнодорожных контактных сетей работает на переменном токе. Потому первые ТРЦ достаточно быстро морально устарели. Этому же способствовало наличие участков с пониженным сопротивлением балласта. С 1993 года и по настоящее время применяются ТРЦ III и IV поколений — ТРЦ-3 и ТРЦ-4.

Тональные рельсовые цепи III и IV поколений подходят для любого типа тяги и могут применятся на участках как с нормальным, так и с пониженным сопротивлением балласта. Данные ТРЦ имеют следующий диапазон несущих частот:

    • ТРЦ-3: 420 Гц, 480 Гц, 580 Гц, 720 Гц, 780 Гц;
    • ТРЦ-4 (высокочастотные ТРЦ): 4500 Гц, 5000 Гц, 5500 Гц.

Частоты модуляции: 8 Гц и 12 Гц.

Максимальная длина ТРЦ-3 — 1000 м. При использовании изолирующих стыков длина увеличивается до 1300 м.
Максимальная длина ТРЦ-4 — 300 м.

Кроме выше перечисленных к тональным рельсовым цепям относятся и кодовые РЦ, применяемые в системе микропроцессорной автоблокировки АБ-УЕ и использующие частотный диапазон 1900÷2800 Гц.

Достоинства ТРЦ

  • возможна укладка цельносварного ж/д пути между станциями без использования на перегонах изолирующих стыков, на долю которых приходится 27% отказов оборудования систем ЖАТ;
  • значительное сокращение применения на электрифицированных участках дроссель-трансформаторов, что способствует снижению
     отказов по причинам обрыва и хищения перемычек,
     затрат на техобслуживание;
  • аппаратура ТРЦ может быть размещена на станциях;
  • применяются при любых видах тяги;
  • снижение потребления электроэнергии;
  • отсутствие контактных реле, что существенно увеличивает надёжность и долговечность аппаратуры;
  • высокая защищённость от помех тягового тока.

Недостатки ТРЦ

  • невысокая предельная длина;
  • зона дополнительного шунтирования;
  • в сравнении с кодовыми РЦ — относительно большое количество аппаратуры и расход кабеля.

Экономическая обоснованность применения ТРЦ

Использовать рельсовые цепи тональной частоты целесообразно:

  1. Для контроля за свободностью перегона и исправностью рельсов в системе полуатоматической блокировки (ПАБ) — кроме повышения безопасности поездного движения это позволяет внедрять системы диспетчерской централизации.
  2. Для оборудования в кодовых и импульсно-проводных АБ защитных участков требуемой длины без дополнительной установки релейных шкафов и высоковольтных линейных трансформаторов.
  3. Для получения необходимой длины участков приближения к жд-переезду, что позволяет свести к минимуму преждевременность закрытия переезда.
  4. На жд-участках с пониженным сопротивлением балласта.
НКА-СС реализует аппаратуру ТРЦ-3 и ТРЦ-4: (812) 310-52-60; (812) 900-95-29.