Светофорная сигнализация на железной дороге

Светофор применяется на железной дороге как одно из основных средств обеспечения безопасности и организации управления поездной и маневровой работой. Светофорная сигнализация — это инструмент, посредством которого машинисту передаётся приказ, обязательный к исполнению.

По типу установки светофоры относятся к постоянным сигналам. Это означает, что они устанавливаются в конкретной точке возле железнодорожного полотна и в кабине машиниста.

Допускаются к использованию сигналы светофора на железной дороге только утверждённого ОАО РЖД типа и образца. Показания таких сигналов должны быть легко воспринимаемы и чётко распознаваться в любое время суток, при любых, самых неблагоприятных, погодных условиях.

Основывается железнодорожная светофорная сигнализация на скоростном принципе, по которому основные сигналы светофоров на железнодорожном транспорте своими показаниями передают машинисту не только разрешение о проследовании или приказ об остановке, но и сообщают разрешаемую скорость движения. Каждый разрешающий сигнал светофора одновременно даёт 2 приказа:

  • основной, сообщающий допустимую скорость прохождения данного светофора,
  • предупредительный, уведомляющий о скорости следования следующего светофора.

Что означают сигналы светофора на железной дороге

Основные показания светофоров на железной дороге определяются действующей значностью системы сигнализации. На российских ЖД магистралях применяются дву-, трёх- и четырёхзначная системы светофорной сигнализации.

Двузначная сигнализация ЖД

Используется на выходных светофорах при полуавтоматической блокировке (ПАБ).
При двузначной сигнализации светофоры подают 2 сигнала:

  1. один зелёный — разрешает отправление состава со станции и прохождение с установленной скоростью, а также сообщает о свободности перегона до следующей станции или путевого поста;
  2. один красный — запрет на проезд сигнала и требование остановиться.

Пропускную способность перегонов на ПАБ можно увеличить организацией блокпостов с установкой на них двузначных входных/выходных светофоров ЧБП (чётный блокпоста) и НБП (нечётный блокпоста).

Трёхзначная сигнализация ЖД

Получившая наибольшее распространение трёхзначная автоматическая светофорная сигнализация применяется на участках с автоматической блокировкой (АБ). Оперирует 3-мя основными сигналами: зелёным, жёлтым и красным. Данный тип сигнализации описан в этой статье.

Четырёхзначная сигнализация ЖД

Четырёхзначная сигнализация жд светофоров применяется на пригородных железнодорожных участках. Основные сигналы:

  1. один зелёный — разрешение прохождения с установленной скоростью и сообщение о свободности 3-х или более следующих блок-участков;
  2. один жёлтый + один зелёный — разрешение движения и сообщение о свободности 2-х впереди ледащих блок-участков;
  3. один жёлтый — разрешение движения с готовностью к остановке и сообщение о том, что впереди один блок-участок свободен;
  4. один красный — запрет на прохождение сигнала и требование остановиться.

Автоматическая светофорная сигнализацияКак уже было сказано выше, светофорная сигнализация на железной дороге базируется на скоростном принципе. Поэтому на железнодорожных станциях основные показания сигналов входных, выходных и маршрутных светофоров дополняются показаниями, сообщающими о необходимости снизить скорость при проследовании с отклонением по стрелочному переводу, а также передающими машинисту информацию о допустимой скорости прохождения следующего по пути светофора.

Для этой цели станционные светофоры оборудуются 2-мя головками, из которых каждая имеет 2-3 линзовых комплекта. Если же используются стрелочные переводы с пологими марками крестовин (1/18 и 1/22), светофоры оборудуются ещё и 1-2 зелёными полосами.

В настоящее время вновь строящиеся станции и перегоны проектируются и оборудуются системами ЖАТ только с линзовыми светофорами. Именно такие светофоры реализует и наша компания. В Каталоге представлены все возможные типы и модификации линзовых светофоров. 

Кроме того, наши специалисты могут не только доставить, установить и смонтировать светофор на месте эксплуатации (как и любое другое оборудование СЦБ). В перечень наших услуг входят проектные работы, строительство новых объектов СЦБ, текущий и капитальный ремонт систем ЖАТ и их эксплуатационное обслуживание. 

С НКА-СтройСервис ваша железнодорожная светофорная сигнализация будет работать без сбоев. Звоните: (812) 310-52-60; (812) 900-95-29.