Правила прокладки кабелей СЦБ

В настоящее время основными техническими документами, регламентирующими правила прокладки кабелей систем СЦБ и их монтаж, являются:

  • НТП СЦБ/МПС-99 — “Нормы технологического проектирования устройств автоматики и телемеханики на Федеральном ж/д транспорте”;
  • ПР32 ЦШ 10.02-96 — “Правила по монтажу устройств СЦБ”;
  • Инструкция по защите ж/д подземных сооружений от коррозии блуждающими токами;
  • Правила защиты устройств проводной связи от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог переменного тока;
  • Руководящие указания по защите от перенапряжений устройств СЦБ.

Большинство линейных цепей устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи на перегонах и станциях проектируются кабельными.

Действующие правила монтажа кабелей систем ж/д автоматики и телемеханики предписывают:

  1. Линии СЦБ и связи для автоблокировки (АБ) должны иметь жилы для монтажа цепей аварийно-восстановительной (АВС) и перегонной (ПГС) связи.
  2. В устройствах СЦБ должен использоваться сигнально-блокировочный кабель с медными жилами с площадью сечения (S) не менее 0,63 мм²; номинальным напряжением при переменном токе — не менее 380 В, при постоянном — не менее 700 В.
  3. В зависимости от влияния ёмкости между жилами на контроль перегорания ламп светофора, несимметричный кабель СЦБ может применяться на расстояниях до 3 км.
  4. Симметричный сигнально-блокировочный кабель парной скрутки обязателен к применению при использовании рельсовых цепей тональной частоты (ТРЦ), а также в питающих сетях переменного тока для светофорных огней управления при длине кабеля свыше 3 км.
  5. На расстояниях до светофора свыше 4 км монтаж и прокладка кабеля для прямых и обратных сетей питания светофорных ламп производится раздельно.
  6. Кабельные линии СЦБ могут монтироваться в грунте, в трубах, в кабельных желобах и прочих видах кабельной канализации.
  7. Согласно Правилам прокладки кабелей СЦБ, при вводе кабеля в служебно-технические здания броня с кабелей снимается.
  8. В электрических рельсовых цепях (РЦ) постоянного тока, а также при автономной тяге, для защиты от электрокоррозии монтаж и прокладка кабеля выполняются в пластмассовой оболочке.
  9. Если на перегонах и участках с электротягой постоянного тока, примыкающих к станциям стыкования 2 различных типов электротяги, применяется кабель СЦБ в металлической оболочке, необходимо соблюдать требования Инструкции по защите подземных ж/д объектов от коррозии блуждающими токами.
  10. В РЦ переменного тока все кабельные линии СЦБ должны иметь защиту от электромагнитного влияния контактной сети.
  11. Исходя из расчётов, в некоторых случаях, чтобы защитить линии СЦБ и связи от электромагнитного воздействия тяговой сети переменного тока, необходимо использовать кабель с металлической оболочкой и бронёй в полиэтиленовом шланге.
  12. Правила прокладки кабелей для систем ж/д автоматики и телемеханики предусматривают совместную укладку с кабелем СЦБ алюминиевого троса — если коэффициент защитного действия (КЗД) кабельной линии СЦБ не обеспечивает снижение уровня опасного напряжения до норматива. Сечение троса рассчитывается.
  13. В цепях, в которых воздействие токов не превышает допустимых величин, монтаж и прокладка кабеля выполняется в пластмассовой оболочке.
  14. При строительстве СЦБ-объектов вновь проводимый сигнально-блокировочный кабель должен иметь запасные жилы. Количество запасных жил определяется ёмкостью сигнального кабеля (до 10 жил — 1 запасная; до 20 — 2, свыше 30 — 3 запасные жилы), его длиной (более 300 м), количеством и типом объектов подключения.
  15. При реконструкции систем СЦБ Правила монтажа кабелей разрешают применение всего запаса жил во всех действующих кабелях.
  16. Линейные кабельные линии СЦБ и РЦ защищаются от перенапряжения согласно Указаниям по защите оборудования СЦБ от перенапряжения.
  17. В системах электрической (ЭЦ) и диспетчерской (ДЦ) централизации внутрипостовой монтаж и прокладка кабеля производится кабелем, не распространяющим горение.
Специалисты НКА-СтройСервис осуществляют прокладку кабелей СЦБ и связи в соответствии с действующими правилами, инструкциями и нормативными актами, действующими в РЖД. 
Звоните: (812) 310-52-60; (812) 900-95-29.