Питающие установки СЦБ и их монтаж

Управление системами СЦБ и контроль за их состоянием и работой осуществляется при помощи электрической энергии. Питающие установки устройств СЦБ должны иметь два независимых друг от друга источника энергии, каждый из которых был бы способен в полной мере обеспечить функционирование этих устройств.

Основным элементом системы внешнего электроснабжения автоблокировки является высоковольтная линия СЦБ (ВЛ СЦБ). Такие линии располагаются на отдельных опорах либо на опорах контактной сети и имеют напряжение 6, 10 или 35 кВ. Не допускается подключение к ВЛ СЦБ посторонних потребителей. Нагрузка по фазам в ВЛ СЦБ не должна иметь неравномерность, превышающую 10%.

Резервное питание производится по высоковольтной линии продольного электроснабжения (ВЛ ПЭ), которая снабжается энергией от тяговых подстанций.

Если электроснабжение СЦБ на каком-либо участке не осуществляется от двух независимых источников, то должны быть сооружены дополнительные линии с питанием от местных электростанций. При исчезновении напряжения на основном источнике электроснабжения устройств СЦБ переключение на резервный должно происходить автоматически в течение не более 1.3 сек.

Тяговая подстанция СЦБОсуществляя проектирование и монтаж систем электроснабжения, необходимо соблюдать нормы отклонения напряжения на шинах подстанций. Не допускается увеличение напряжения более чем на 5% и уменьшение более чем на 10% от номинального.

Электроснабжение СЦБ с превышением указанных отклонений может значительно ухудшать или нарушать работу отдельных её элементов. Так увеличение напряжения на 10% в 4 раза сокращает время службы лампы. Если же напряжение на лампе снижается с 12 В до 9 В, это приводит к ухудшению видимости сигнала светофора на 35%, существенно снижая уровень безопасности движения поездов. Значительные отклонения напряжения при электроснабжении устройств СЦБ могут серьёзно нарушить регулировку рельсовых цепей.

На крупных станциях, при строительстве питающих установок СЦБ и/или выполнении их монтажа должно учитываться большое потребление мощности постами электрической централизации (ЭЦ). Поэтому посты ЭЦ, как правило, не подсоединяются к перегонным линиям электроснабжения устройств СЦБ. В этих случаях прокладываются отдельные фидеры от высоковольтных сетей или местных электроподстанций.

На постах ЭЦ монтаж питающих установок также должен обеспечивать возможность снабжения их энергией от двух независимых источников. Как и в описании, приведённом выше, независимыми считаются источники, когда отключение питания от одного из них не приводит к отключению второго. При невозможности выполнения этого условия пост оборудуется резервным дизель-генераторным агрегатом — ДГА. Запас топлива для таких дизель-генераторов должен обеспечивать их непрерывную работу в течение 3-х суток.

В целях предотвращения поражения работников электрическим током монтаж систем электроснабжения должен производиться с использованием заземления потенциально электроопасных устройств таким образом, чтобы обеспечить отключение режима короткого замыкания. Напряжение на заземляемых объектах не должно превышать значений, принятых нормами действующих документов для соответствующего времени срабатывания защиты. Монтаж и наладка в системах электроснабжения устройств заземления производится для всех металлических частей оборудования, которые доступны для прикосновения к ним человека, и которые не оснащены другими видами зашиты от поражающего действия электрического тока.

НКА-СС осуществляет проектирование и монтаж питающих установок СЦБ: (812) 310-52-60; (812) 900-95-29.