4 поколения реле ЖАТ

Реле железнодорожной автоматики и телемеханики уже около века заслуженно являются самыми распространёнными приборами в системах СЦБ. Именно применение реле позволяет в автоматическом режиме управлять, регулировать и контролировать поездное движение, одновременно обеспечивая его безопасность.

Выпускаемые российскими электротехническими заводами и эксплуатируемые на наших железных дорогах десятки миллионов реле ЖАТ относятся к реле первого класса надёжности. Реле 1 класса надёжности не нуждаются ни в дополнительном контроле отпускания якоря, ни в дублировании посредством электросхем.

За время своей почти вековой трудовой биографии реле железнодорожной автоматики и телемеханики “приняли в свои ряды” 4 поколения реле. Примечательно, что до сих пор все поколения реле с честью несут свою службу в системах СЦБ — на бескрайних стативах и в нескончаемых релейных шкафах.

Реле 1 поколения

Поляризованное пусковое реле типа ППРЗ-5000К первому поколению относятся нештепсельные реле группы НР. Промышленный выпуск реле НР начат ещё в 3-ые годы прошлого века. И хотя из-за конструктивных особенностей нештепсельные реле считались не самыми надёжными и не нашли широкого применения в системах ЖАТ, тем не менее они также относятся к реле первого класса надёжности и до сих пор в строю.

Реле 2 поколения

Реле трансмиттерное типа ТШ-65В2Ко второму поколению, чьё серийное производство начато в 1954 году, относятся штепсельные реле типа НШ. Конструктивно реле НШ мало чем отличаются от нештепсельных реле НР — в первую очередь наличием штепсельного подключения, значительно облегчающего жизнь электромеханикам СЦБ, да и катушки были убраны под общий колпак, а не размещались снаружи.

Штепсельные реле НШ, наряду с НР, достаточно громоздки и тяжеловесны, особенно в сравнении с реле последних 2-х поколений. По этой причине применение реле типа НШ в устройствах СЦБ ограничено.

Реле 3 поколения

Реле импульсное с контролем, резервированием и автоматическим обогревом ИВГ-КРМКачественный прорыв, существенно разнообразивший выбор реле под многочисленные нужды систем сигнализации, централизации и блокировки, произошёл в 1959 году, с запуском серийного производства малогабаритных реле типа НМШ.

Имея облегчённую конструкцию, меньшие габариты и вес, реле НМШ выпускаются в штепсельном (в индивидуальном колпаке) и нештепсельном (открытом) исполнениях. Электромеханические характеристике реле обоих вариантов исполнения идентичны.

Реле 4 поколения

Реле электромагнитное 2ОЛ-15Появившиеся в начале 80-х, электромагнитные реле ЖАТ группы РЭЛ составляют основу современной релейной элементной базы систем СЦБ. Обладая эксплуатационными и техническими преимуществами перед реле НШ и НМШ, электромагнитные реле полностью отвечают всем требованиям первого класса надёжности.

Реле РЭЛ имеют 2 независимые обмотки, каждая обмотка располагается на 2-х катушках, находящихся на разных сердечниках. Электромагнитные реле сконструированы таким образом, что совершенно исключена возможность замыкания фронтовых контактов при аварийном сваривании и несрабатывания реле при снятии напряжения с обмоток катушек.

Есть ли у реле будущее?

Безусловно, есть. Да, микропроцессорные технологии с каждым днём всё прочнее и увереннее внедряются в системы ЖАТ. Несмотря на это, реле ещё многие десятилетия смогут (и будут) находится в эксплуатации. Особенно это касается реле 4-го поколения, которые постоянно модернизируются.

У нас вы найдёте широкий выбор реле железнодорожной автоматики и телемеханики, в том числе герконовые. Все реле 1 класса надёжности: (812) 310-52-60; market@nkass.ru.